Информация
22.11.2018
Иркутская область, Баяндаевский район, МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Историко – этнографический музей
ПРОГРАММА
«Музей образовательной организации в меняющемся мире»
Выполнила: Гуревская Валентина Васильевна – Тургеневская СОШ – руководитель музея, педагог дополнительного обр
2015 год
Аннотация
Тургеневский историко-этнографический музей основан в 1974 году. Инициатором создания музея была учитель начальных классов Гуревская Маргарита Еремеевна. Село образовалось в 1909 году переселенцами Гродненской губернии. Говор, традиции и обычаи сохранялись, но хотелось, чтобы и утварь белорусскую сохранить, и одежду, и предметы быта, которыми пользовались. Учителя вместе со своими воспитанниками ходили по дворам и собирали предметы быта, одежду, кухонную утварь, фотографии ветеранов ВОВ. Так начал создаваться музей. Сначала выделили классную комнату, по мере накопления перешли в свободную школьную квартиру, затем в помещении сельского совета, в клубе и только в 2002 году перешли в здание, которое специально построили для музея. Созданы экспозиции:
№1 «Вглубь веков» (этнография, одежда, предметы быта.)
№2 «История села» (история возникновения села, история колхоза, люди села)
№3 «Белорусская горница» (какой она была у переселенцев)
№4 «Эхо войны» (Тургеневка в годы ВОВ. «Дети войны», «Письма с фронта», «Герои войны».)
№5 «Это наша с тобой биография» (История школы в лицах).
Сначала руководителем музея была Гуревская Маргарита Еремеевна, которая и занималась сбором материалов, затем историк Мыльникова Тамара Михайловна, далее учитель географии Якута Людмила Никифоровна. В настоящее время руководителем школьного музея является Гуревская Валентина Васильевна.
Теперь музей насчитывает более тысячи экспонатов. Каждый год выпускники школы дарят в музей экспонат – это в традиции школы. В музее проводят уроки мужества, встречи с тружениками тыла, детьми войны. Дети участвуют в краеведческих конкурсах, используя музейные материалы, используют музейные предметы на уроках и во внеклассной работе. Результаты исследований представляют на районных, областных научно-практических конференциях. Историко-этнографический музей решает многочисленные задачи систематического комплектования коллекций, создаёт экспозиции и выставки, служит источником новых знаний и сокровищницей культурного наследия.
Содержание
Введение
II. Цели.
III. Задачи.
IV. Прогнозируемые результаты.
V. Содержание (разделы).- Основные направления деятельности музея.
- Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом.
- Работа с активом музея.
- Поисковая научно-исследовательская работа.
- Экскурсионно- просветительская работа.
- Творческая работа.
- Организационная работа.
- Методическая и консультативная работа.
- Материально- техническая база.
- Реализация программы.
- Основные блоки программы.
- Неиссякаемый источник.
- Родные истоки.
- Истоки добра и милосердия.
- Родословные истоки.
- Истоки славы и доблести.
- Критерии оценки результатов реализации программы.
Введение.
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие… Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодёжи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье – всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования.
Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети – будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Милосердие и доброта... В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только
разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании.
Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. А ведь наш край богатый своей историей, своими людьми.
Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд. Создан сборник частушек руководителем фольклорного кружка «Рушничок» Тюшкевич Натальей Анатольевной.
Роль школьного музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...».
В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы:
- устное народное творчество;
- краеведение;
- милосердие;
- поисковая работа;
- готовность к защите Родины.
Программа деятельности школьного музея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе, поэтому она представляет собой подпрограмму общей школьной программы воспитания « Я Гражданин».
- Цель и задачи
Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, село, Россию.
Задачи:
развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
-развитие творческих способностей учащихся;
-воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
-воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
-сохранение исторического наследия и исторической памяти;
-сохранение лучших традиций школы, района, округа;
-развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
-пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
-организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
-укрепление сотрудничества с музеями других школ, окружного музея, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования,
фольклорными коллективами,
-привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
- Прогнозируемые результаты
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов: достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, технологии;
-постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
-положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
-стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
-пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
-создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
-переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
-развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в селе, районе более чем достаточно;
-активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
-учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
-музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
-руководитель музея, учителя, классные руководители, отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
-музей становится центром воспитательной работы в школе.
Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.
4.Основные направления деятельности музея:
1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения: учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
- Поисковая, научно-исследовательская работа.
- Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
4.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
- Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
- Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
- Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
- Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
- Составление картотеки музейных предметов.
- Создание условий для хранения экспонатов.
Работа с активом музея
- Обучение актива основам музееведения.
- Распределение между активистами музея определенных участков работы.
- Совместная практическая и теоретическая работа в музее.
- Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
- Участие в издательской деятельности.
Поисковая научно-исследовательская работа
- Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.
- Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.
- Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.
- Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
- Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
- Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
- Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
- Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.
9.Результаты исследований представлять на районные, областные конференции.
Экскурсионно-просветительская работа
- Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
- Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми нашего края.
- Дни открытых дверей.
- Творческие отчеты.
- Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.
Творческая работа
- Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
- Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.
- Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.
- Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, и других мероприятиях школы, района, города, области.
- Кружки "По малой родине моей», бисероплетение, фольклорный.
Организационная работа
- Создание актива музея.
- Планирование работы музея.
- Создание творческих групп.
- Составление программы исследовательской деятельности.
- Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся.
- Оснащение и оборудование школьного музея.
Методическая и консультативная работа
- Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.
- Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. (Элективный курс в 10-11 классах «Музейное дело». По окончанию – сертификат)
- Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.
- Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
- Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества. Обмен опытом с музеями других школ.
- Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.
Материально-техническая база
- Изготовление стендов, витрин, макетов.
- Ремонтные и технические работы.
- Приобретение технических и канцелярских средств.
- Реализация программы
1) Творческое объединение «По малой родине моей»
2) уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
3) интегрированные уроки;
4) уроки технического и художественного труда;
5) Кружки: «Бисероплетение», фольклорный;
6) Мир вокального искусства
7) школьные традиции;
8) краеведческие экскурсии и походы;
9) организация свободного времени подростков.
- Основные блоки программы.
Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но
и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать
достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки:
- «Неиссякаемый источник»
- «Родные истоки»
- «Истоки добра и милосердия»
- «Родословные истоки»
- «Истоки славы и доблести»
- I. Неиссякаемый источник.
Задачи:
использование фольклора в воспитании любви к Родине;
воспитание на традициях белорусской культуры;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;
воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.
Знания:
- знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
- знать белорусские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;
- знать народную игрушку;
- знать народные ремесла наших предков-белорусов;
- знать народные игры;
- знать народные приметы;
- знать природу родного края;
- знать лекарственные травы;
- знать основы экологической культуры.
Умения:
- уметь выполнять общественные обязанности;
- уметь исполнять народные песни и танцы;
- уметь охранять родную природу;
- уметь инсценировать сказки;
- уметь применять в своей речи белорусские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;
- уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
Действия:
- собирать и пропагандировать детский фольклор;
- выпускать народный календарь;
- проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»;
- возрождать народные обычаи, ремесла;
- участвовать в национальных праздниках и обрядах;
- участвовать в озеленении класса, школы, микрорайона;
- посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу;
- правильно вести себя на природе.
Возможные формы работы:
- конкурсы, фестивали народного фольклора;
- народные праздники «Масленица», «Рождество»,
- «Богатырские потешки», праздник народной песни и частушки;
- сказочный фестиваль «Сказка - ложь, да в ней намек...»;
- викторина «Пословица - всем углам помощница»;
- конкурс чтецов «Живая классика»;
- выставка «Народные умельцы»;
- праздник «Забавные народные игры».
II Родные истоки.
Задачи:
развитие потребности к изучению истории села, района и области;
воспитание гордости , любви к своему городу, уважения к его истории и жителям;
изучение и освоение белорусских национальных традиций;
формирование национальной гордости за свою «малую» родину, уважение к традициям, быту, культуре своих предков.
Знания:
- знать, чем живет наша «малая» родина;
- знать историю села;
- знать исторические памятники своего края;
- знать земляков, прославивших нашу землю своими достижениями в области науки, культуры, искусства;
- знать музеи городов Иркутской области.
Умения:
- уметь рассказать об истории края, ее традициях, нравах и обычаях;
- уметь рассказать о выдающихся земляках;
- уметь рассказать о памятниках;
- уметь уважать историю своего края, ее традиции, нравы и обычаи;
- уметь составлять народный календарь;
Действия:
- знакомиться с жизнью и деятельностью почетных граждан ,людей своего края;
- участвовать в операциях, акциях;
- участвовать в экскурсиях по родным местам;
- проявлять уважение к традициям «малой» родины;
- помогать в сборе материалов о своей малой Родине.
Возможные формы работы:
- познавательная игра «Белорусская горница»;
- устный журнал «Наши земляки»;
- встречи со знаменитыми земляками;
- викторины «Живут герои среди нас», «Знай и люби свой край»;
- посещение театров, музеев, выставок, филармонии г.Иркутска, Ангарска.
III. Истоки добра и милосердия.
Задачи:
воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании;
воспитание уважения к культурному наследию, к людям старшего поколения.
Знания:
- знать ветеранов Великой отечественной войны села, школы;
- знать проблемы ветеранов;
- знать правила общения и основы культуры поведения человека;
- знать историю школы и ее традиции;
- знать ценности общественной жизни
Умения:
- уметь быть терпимым к другим людям;
- уметь оказать помощь престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войн;
- уметь утверждать в повседневной жизни правду, доброту, красоту;
- уметь сострадать, сопереживать;
- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
- уметь дружить;
- уметь рассказать о школе и провести экскурсию по школе;
- уметь организовать шефскую работу с младшими школьниками.
Действия:
- оказывать помощь родным и близким; больным, инвалидам и младшим;
- шефствовать над ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
- поздравлять ветеранов села, школы с памятными датами;
- организовывать встречи с ветеранами войн и труда;
- участвовать в ярмарках-продажах поделок, изготовленных своими руками;
- участвовать в благотворительных акциях;
Возможные формы работы.
- операция «Ветеран живет рядом с нами», «Подарок ветерану», «Письмо солдату» и др.;
- уроки добра и красоты;
- «День добрых сюрпризов»;
- акции «Ветеранам нашу заботу», «Милосердие».
- конкурс сочинений «Орден в твоем доме»;
- чествование ветеранов войны;
- месячник «Помните, ребята!»;
- праздники «Мир дому твоему», «Поклонимся великим тем годам» и др.
- IV. Родословные истоки.
Задачи:
формирование, у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;
воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие потребности к изучению родословной своей семьи;
Знания:
- знать биографии своих родителей, предков, родословную;
- знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;
- знать семейные законы и обычаи;
- знать увлечения и интересы своих родных;
- знать о членах семьи - участниках ВОВ;
- знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.
Умения:
- уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;
- уметь рассказать о своей семье, родственниках;
- уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
- уметь рассказать о профессиях своих родителей;
- уметь планировать семейный бюджет;
- уметь рассказать о своих бабушках и дедушках - участниках военных
действий.
Действия:
- оказывать помощь родным и близким;
- сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
- создавать семейную летопись; принимать гостей семьи;
- организовывать досуг семьи.
Возможные формы работы:
- конкурс знатоков истории;
- конкурс сочинений ;
- «Путешествие в прошлое»;
- «Приглашение к чаю»;
- рождественские встречи «В семейном кругу в Рождество зажигаются свечи».
- V. Истоки славы и доблести.
Задачи:
воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
Знания:
- знать военную и трудовую историю Отечества;
- знать символы, святыни, людей, прославивших государство;
- знать культурные центры и достопримечательности родного края;
- знать священные обязанности защитника Отечества.
Умения:
- уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;
- уметь трудиться на благо Родины;
- беречь и продолжать традиции;
- уметь проводить экскурсии в школьном музее;
- уметь заниматься исследовательской работой;
- уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
- уметь защищать Отечество;
- уметь приносить пользу своему Отечеству;
- уметь отстаивать честь и достоинство Родины;
- уметь анализировать и оценивать происходящие события;
- уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
Действия:
- проводить культурно-просветительскую работу;
- участвовать в охране памятников истории и культуры;
- проводить экскурсию ;
- проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;
- способствовать углублению и расширению школьного музея;
- заниматься исследованиями по проблемам войны и мира;
- участвовать в походах по местам героического прошлого (Даниловский участок – место захоронения партизан)
- способствовать превращению школьного музея в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- проектировать свое будущее в системе будущего страны;
- вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
- проводить встречи-диалоги с ветеранами;
- овладевать умениями гражданской обороны;
- навыками начальной военной подготовки;
- готовиться к службе в армии РФ.
Возможные формы работы:
- уроки мужества «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег»;
- рыцарский турнир «Парни на все 100!»;
- историко-познавательная игра «Эпоха»;
- военно-спортивная игра «Вперёд мальчишки»;
- слет мальчишек «Чтоб защитником стать»;
- военно-спортивная игра «Зарница»;
спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;
- вечер-встреча поколений;
- исследовательский поход «По улицам и переулкам истории родного края»;
- научно-исследовательские работы «Великие имена России»;
- сборник путевых рисунков, фотографий «История, природа и люди - все в памяти моей»;
- фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»,
- исторический вечер «Овеян славою флаг наш»;
- вахта памяти у обелиска погибшим.
- Критерии оценки результатов реализации программы.
Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, руководителем музея:
диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирования;
- метода самооценки;
ведение «Книги отзывов»;
публикации материалов в газету «Заря», «Панорама округа»;
творческие отчеты;
фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Критерии:
Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.
Сформированность познавательной активности учащихся.
Сформированность основных ценностных отношений.
Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
Сформированность готовности защищать Отечество.
Сформированность чувств сострадания и сопереживания.
Сформированность отношения к окружающей действительности.
БЛАГОДАРЯ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В МУЗЕЕ, ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧЕНИКА, А ТАКЖЕ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.